Скоро лето, а значит, потребление бутилированной воды резко возрастет. Мы плохо представляем, какую воду покупаем.
В Европе предпочитают минералку, а у нас разницу между минеральной и просто питьевой водой улавливают немногие: все налитое в бутылку многими воспринимается как минералка. Выбирая воду, у нас думают о цене, рекламе, имидже марки, вспоминают советские бренды. И как следствие, самыми популярными являются воды, которые по сути абсолютно противоположны. Это минералки вроде «Боржоми», «Нарзана» или «Ессентуков», доставшиеся нам в наследство от советских времен, и новые питьевые воды «Аква Минерале» и «БонАква», произведенные крупнейшими мировыми компаниями, не жалеющими средств на их рекламу.
Почему эти воды абсолютно разные?
«Природная минеральная вода безусловно отличается от обычной питьевой воды» — именно так, с размежевания между двумя видами бутилированных вод, начинается определение минералки в Кодексе Алиментариус, главном пищевом стандарте ООН, по которому скоро придется жить и нам.
Во Франции, Италии и Германии среднестатистический гражданин выпивает в год до 120 литров минеральной воды. У нас на одного человека в год приходится чуть больше 10 литров бутилированной воды вообще — и минеральной, и питьевой. В Москве пьют вдвое больше — литров 20.Идеология производителей питьевой воды иная. В первую очередь они ценят искусственную чистоту. Для этого воду сначала серьезно очищают, иногда чуть ли не превращая ее в дистиллированную, а потом в нее вносят соли. Происхождение воды при этом может быть разным. Согласно новому ГОСТу «Вода питьевая, расфасованная в емкости», вступающему в действие с июля, ее делят на два вида — воду подземных источников (артезианскую, родниковую, ключевую) и воду поверхностных источников (речную, озерную, ледниковую).
Эта терминология, больше напоминающая о минеральной воде, только запутывает потребителя. Представьте, к какому виду можно отнести воду, полученную из водопроводной сети после того, как из нее убрали хлорку, почистили фильтрами, умягчили, оптимизировали состав. Образно говоря, ее провели через кухонный фильтр в промышленном масштабе. На Западе на этикетке такой воды написали бы, что она из системы муниципального водоснабжения. В России такой формулировки не предусмотрено.
Воду для «Аква Минерале» получают из скважины около аэропорта «Шереметьево», и формально на этикетке указывают, что это вода артезианская. Но на самом деле это не несет никакой смысловой нагрузки. Проходя через систему очистки, применяемую такими серьезными фирмами, как «ПепсиКо» и «Кока-Кола», вода теряет натуральность. Как это ни парадоксально, не столь важно, откуда эта вода — из водопровода, озера, артезианской скважины или еще откуда. Там стоят такие защитные системы, которые не позволят пройти ничему токсичному. Но это не минеральная вода.
Производителям питьевой воды не дают спать лавры минеральных вод с лечебно-профилактическими свойствами. И они всячески стремятся создать впечатление, что их продукция тоже минеральная и тоже полезна для здоровья. Для этого они называют свои воды целебными, живыми, природными, экологически чистыми.
«Я не очень люблю, когда применительно к воде эксплуатируют медицинский фактор, — говорит Вадим Алтаев, заведующий лабораторией минеральных вод ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. — Ведь если с новым критерием физиологической полноценности подойти к известным минеральным водам, многие из них окажутся средней водичкой. С точки зрения физиологии минералы в них сочетаются не всегда оптимально. Но при этом не учитывается, что это настоящие, природные минералы, а не искусственно добавленные вещества. Рассчитать дозировку солей кальция, магния и гидрокарбоната натрия для этого может даже школьник, прошедший курс химии. Гораздо интереснее было бы получить питьевую воду другим способом, имитирующим ее образование в природе. Например, можно пропустить воду с углекислотой через мрамор и известняк. И тогда в ней, как в природной воде, были бы доломитизированные известняки, магний и кальций, а не хлориды и натрий. Попытки производства такой воды в нашей стране были, но стоило это безумно дорого.»
Кроме того, есть неоднозначное отношение специалистов к процессу очистки воды. Теряя токсичные вещества и многие соли, она может приобретать и что-то негативное. Именно это и случилось с водой Dasani, когда после озонирования в ней появились канцерогены.